Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Новое-это хорошо забытое старое.

Распутать клубок проблем можно с конца нити.

Где вход, там и выход.

 

 

Съезд народных депутатов Российской Федерации (до 16 мая 1992 года — Съезд народных депутатов РСФСР) — высший орган государственной власти России в 1990—1993 гг. Избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Первый и единственный состав народных депутатов РФ был избран 4 марта 1990 года. По итогам выборов ни одна фракция не имела абсолютного большинства голосов. Указом Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе» деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ прерывалась, однако сам Съезд (большинство его депутатов) этому Указу не подчинился, а сам он Конституционным Судом РФ был признан противоречащим Конституции РФ. 

Полномочия Съезда

Конституция закрепляла за Съездом право решать любой вопрос, отнесённый к ведению Российской Федерации (статья 104, часть 2). К исключительному ведению Съезда народных депутатов относилось:

 — принятие Конституции Российской Федерации, внесение в неё изменений и дополнений;
 — определение внутренней и внешней политики Российской Федерации;
 — ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции Российской Федерации;
 — принятие решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесённым к ведению Российской Федерации;
 — определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Российской Федерации;
 — решение вопросов об изменении границ Российской Федерации;
 — утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Российской Федерации, её военного строительства;
 — формирование Верховного Совета Российской Федерации;
 — избрание Председателя Верховного Совета Российской Федерации;
 — избрание Первого заместителя и трёх заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации;
 — утверждение Председателя Совета Министров Российской Федерации;
 — утверждение Генерального прокурора Российской Федерации, ПредседателяВерховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации;
 — избрание Конституционного суда Российской Федерации;
 — принятие решения об отрешении от должности Президента Российской Федерации;
 — отмена актов, принятых Верховным Советом Российской Федерации, а такжеуказов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал законы Российской Федерации и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатом Российской Федерации, за исключением случаев, когда иное установлено Конституцией Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал решение о проведении всенародного голосования (референдума).

Заседания Съезда народных депутатов как правило вёл Председатель Верховного Совета. Деятельность съезда регулировал временный регламент, постоянный отсутствовал.

 

Порядок формирования Съезда народных депутатов

См. также: Список народных депутатов России
См. также: Категория:Народные депутаты России

Всего на съезд избирались 1068 народных депутатов РСФСР:

  • 900 — по территориальным округам: пропорционально численности населения;
  • 168 — по национально-территориальным округам: по 4 от 16 автономных республик (64), по 2 от 5 автономных областей (10), по 1 от 10 автономных округов (10), 84 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда (с 1991 г. — Санкт-Петербург).
 

История

  • 29 октября 1989 - приняты поправки к Конституции РСФСР, которыми учрежден Съезд народных депутатов
  • 4 марта 1990 - выборы народных депутатов РСФСР (второй тур - 17-18 марта, повторные выборы в некоторых округах - апрель - май)
  • 16 мая 1990 - начало работы I Съезда народных депутатов РСФСР[1]
 

Фракции и блоки

Состав и численность фракций и блоков постоянно менялись. Но постоянно, на каждом съезде, регистрировались 10-12 фракций.

Коалиция реформ

Демократический центр

Вне блоков

  • Родина (фракция СНД)

Созидательные силы

Российское единство

 

Съезды народных депутатов

Съезд народных депутатов созывался 2—3 раза в год (всего было 10 съездов, Десятый — после указа о роспуске).

I Съезд народных депутатов РСФСР16 мая — 22 июня 1990 года

Фракции
  • Коммунисты России: в мае 1990 года — 355 депутатов, в июне 1990 года — 367 депутатов
  • Продовольствие и здоровье: в мае 1990 года — 183 депутата, в июне 1990 года — 215 депутатов
  • Демократическая Россия: 205 депутатов
  • Рабоче-крестьянский союз: 72 депутата
  • Беспартийные депутаты: 72 депутата
  • Демократическая платформа в КПСС: 61 депутат
  • Левый центр: 57 депутатов
  • Радикальные демократы: 55 депутатов
  • Смена: 50 депутатов
Группы
  • Группа от автономных республик, автономных областей РСФСР: 142 депутата
  • Группа «Центральная Россия»: 126 депутатов
  • Группа по вопросам воспитания, образования и науки: 71 депутат
  • Группа медицинских работников: 97 депутатов
  • Группа Федерации независимых профсоюзов РСФСР: 89 депутатов
  • Группа «Север»: 83 депутата
  • Группа вооруженных сил, КГБ, офицеров запаса: 55 депутатов
  • Группа «Экология»: 83 депутата
  • Группа «Чернобыль»: 69 депутатов
  • Группа правовых работников: 65 депутатов
  • Уральская группа народных депутатов: 65 депутатов
  • Московская группа народных депутатов: 64 депутата
  • Группа «Дальний Восток и Забайкалье»: 62 депутатов
  • Группа специалистов по экономике и управлению: 61 депутат
  • Группа работников транспорта, связи и информатики: 51 депутат
  • Группа по проблемам беженцев и защите прав российских соотечественников: 51 депутат
  • Группа журналистов «Гласность»: 51 депутат
  • Группа «За возвращение гражданства А. И. Солженицину»: 53 депутата
  • Группа «Демократическая автономия»: 23 депутата

29 мая 535 голосами при кворуме в 531 голос Б. Н. Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР[2]. 12 июня была принята Декларации о государственном суверенитете. 15 июня Б. Н. Ельцин, как Председатель Верховного Совета РСФСР, предложил три альтернативные кандидатуры на постПредседателя Совета Министров: народный депутат СССР М. А. Бочаров; народный депутат, председатель Комитета Верховного Совета СССР по науке, образованию и культуре Ю. А. Рыжов; заместитель Председателя Совета Министров СССР И. С. Силаев. В результате тайного голосования ни И. Силаев, ни М. Бочаров не набрали необходимого числа голосов. Ельцин решил более не выдвигать кандидатур, а поддержать И. Силаева, который набрал большинство голосов. За это решение проголосовало 163 депутата[3]. 18 июня Съезд народных депутатов РСФСР утвердил кандидатуру Силаева[4].

Съезд созван в связи с телеобращением Президента Б. Н. Ельцина, в котором он объявил о введении «особого порядка управления» страной. Конституционный суд признал действия Ельцина, связанные с телеобращением, неконституционными, однако, как выяснилось позже, неконституционный указ, о котором объявил Президент, так и не был подписан. Съезд предпринял попытку отрешения Б. Н. Ельцина от должности Президента. Одновременно состоялось голосование об отставке председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова. Ни то, ни другое предложение не прошло. На 25 апреля был назначен всенародный референдум о досрочных перевыборах Президента и Съезда и о доверии социально-экономической политике Президента....

 

27 октября 1989 года
27 октября 1989 года

Coat of Arms of the Russian Federation.svg
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О выборах народных депутатов Российской Федерации
 

I. Общие положения

Статья 1. Основы выборов народных депутатов Российской Федерации

Выборы народных депутатов Российской Федерации проводятся по одномандатным территориальным и национально-территориальным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 2. Всеобщее избирательное право

Выборы народных депутатов Российской Федерации являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.

В выборах не участвуют душевнобольные граждане, признанные судом недееспособными, и лица, на день голосования отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 3. Равное избирательное право

Выборы народных депутатов Российской Федерации являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Женщины и мужчины имеют равные избирательные права.

Военнослужащие пользуются избирательными правами наравне со всеми гражданами.

Статья 4. Прямое избирательное право

Выборы народных депутатов Российской Федерации являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.

Статья 5. Тайное голосование

Голосование на выборах народных депутатов Российской Федерации является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.

Статья 6. Исключена

Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями

Проведение выборов народных депутатов Российской Федерации обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.

Статья 8. Гласность при подготовке и проведении выборов народных депутатов Российской Федерации

Подготовка и проведение выборов народных депутатов Российской Федерации осуществляются избирательными комиссиями, трудовыми коллективами и общественными организациями открыто и гласно.

Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий и списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов в депутаты, биографические данные о зарегистрированных кандидатах, результаты голосования по каждому кандидату и итоги выборов.

На заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, пломбировании или опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу, подведении общих итогов выборов, а также на всех других собраниях и заседаниях, связанных с выборами, вправе присутствовать представители трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, окружных избирательных комиссий, органов государственной власти, доверенные лица, представители печати, телевидения, радио. Полномочия указанных представителей должны быть удостоверены соответствующим документом или решением трудового коллектива, коллектива среднего специального и высшего учебного заведения, собрания избирателей по месту жительства, военнослужащих по воинским частям. Предварительное уведомление избирательных комиссий о намерении указанных представителей присутствовать в день выборов в помещениях для голосования либо на заседаниях избирательных комиссий не требуется. Вмешательство указанных представителей в работу избирательных комиссий не допускается.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов народных депутатов Российской Федерации.

Избирательные комиссии, государственные и общественные органы, трудовые коллективы предоставляют средствам массовой информации материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов.

Статья 9. Участие граждан, трудовых коллективов и общественных организаций в подготовке и проведении выборов народных депутатов Российской Федерации

Граждане Российской Федерации принимают участие в подготовке и проведении выборов народных депутатов Российской Федерации как через трудовые коллективы, общественные организации, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, так и непосредственно.

Трудовые коллективы и общественные организации участвуют в подготовке и проведении выборов народных депутатов Российской Федерации как через своих представителей в избирательных комиссиях, так и непосредственно.

Статья 10. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты Российской Федерации

Право выдвижения кандидатов в народные депутаты Российской Федерации принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.

Статья 11. Наказы избирателей народным депутатам Российской Федерации

Избиратели дают наказы своим депутатам.

Порядок внесения, обобщения, рассмотрения и организации выполнения наказов устанавливается законами Российской Федерации.

Статья 12. Несовместимость статуса народного депутата Российской Федерации с должностным положением

Лица, входящие в состав Совета Министров (Правительства) Российской Федерации, за исключением Председателя Совета Министров Российской Федерации, руководители ведомств Российской Федерации не могут быть народными депутатами Российской Федерации.

Не могут быть народными депутатами Российской Федерации Президент Российской Федерации и вице-президент Российской Федерации, а также судьи, избираемые Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации.

Полномочия народных депутатов Российской Федерации, назначенных или избранных на указанные должности, прекращаются с момента их назначения или избрания на указанные должности.

Статья 13. Расходы, связанные с выборами народных депутатов Российской Федерации. Материальное обеспечение выборов

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов Российской Федерации, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.

Предприятия, учреждения, организации, государственные и общественные органы на период подготовки и проведения выборов предоставляют безвозмездно в распоряжение избирательных комиссий помещения, необходимое оборудование и транспортные средства.

Финансирование или материальная поддержка кандидатов в депутаты предприятиями, учреждениями, организациями, государственными и общественными органами, отдельными гражданами не допускается.

Кандидаты в народные депутаты Российской Федерации, их доверенные лица и избиратели не несут расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства о выборах народных депутатов Российской Федерации

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным народным депутатом Российской Федерации, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных и общественных органов, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут установленную законом ответственность. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате в депутаты.

При нарушении кандидатом в депутаты настоящего Закона он предупреждается соответствующей окружной избирательной комиссией, а при повторном нарушении Центральная избирательная комиссия по представлению окружной избирательной комиссии может отменить решение о регистрации этого кандидата в депутаты, о чем доводится до сведения населения соответствующего избирательного округа.

Заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные комиссии, государственные и общественные органы в период подготовки к выборам или после выборов, должны рассматриваться в пятидневный срок, а поступившие накануне или в день выборов - немедленно.

 

II. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов

Статья 15. Назначение выборов народных депутатов Российской Федерации

Выборы народных депутатов Российской Федерации назначаются Верховным Советом Российской Федерации не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий народных депутатов Российской Федерации. Сообщение о дне выборов публикуется в печати.

Статья 16. Образование избирательных округов

Для выборов народных депутатов Российской Федерации образуются 1068 избирательных округов - 900 территориальных и 168 национально-территориальных избирательных округов.

Избирательные округа образуются Центральной избирательной комиссией по выборам народных депутатов Российской Федерации по представлению Верховных Советов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских, автономной области, автономных округов Советов народных депутатов.

От каждого избирательного округа избирается один народный депутат Российской Федерации.

Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за три с половиной месяца до дня выборов.

Территориальные избирательные округа по выборам народных депутатов Российской Федерации образуются в основном с равной численностью избирателей на всей территории Российской Федерации. При определении границ избирательных округов учитывается административно-территориальное деление Российской Федерации. Норма избирателей на избирательный округ для каждых выборов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации.

Национально-территориальные избирательные округа по выборам народных депутатов Российской Федерации образуются в количестве 84 округов на территории республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов по нормам: 4 округа в каждой республике в составе Российской Федерации, 2 округа в каждой автономной области, один избирательный округ в каждом автономном округе, а также в количестве 84 округов на территории краев, областей (исключая территорию автономных образований), городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Национально-территориальные избирательные округа образуются в основном с равной численностью избирателей на территории соответствующей республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга.

Территория автономного округа составляет один национально-территориальный округ.

 

III. Избирательные участки

Статья 17. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах народных депутатов Российской Федерации территория автономных округов, не имеющих районного деления, районов, городов, районов в городах, входящих в избирательные округа, делится на избирательные участки, общие для выборов народных депутатов от территориальных и национально-территориальных избирательных округов. Избирательные участки образуются также в воинских частях и входят в избирательные округа по месту расположения частей.

В местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, а также на судах, находящихся в день выборов в плавании, могут быть образованы избирательные участки, которые входят в избирательные округа соответственно по месту их нахождения или по месту порта приписки судна. Избирательные участки могут быть образованы на полярных станциях.

Вопрос об отнесении избирательных участков, образованных на судах, находящихся в день выборов в плавании, к избирательным округам по выборам народных депутатов Российской Федерации решается окружной избирательной комиссией по месту порта приписки судна. Вопрос об отнесении избирательных участков, образованных на полярных станциях, к избирательным округам по выборам народных депутатов Российской Федерации решается Верховным Советом Российской Федерации или его Президиумом.

Статья 18. Порядок и норма образования избирательных участков

Избирательные участки образуются окружными (автономных округов, не имеющих районного деления), районными, городскими (кроме городов районного подчинения), районными в городах Советами народных депутатов по согласованию с окружными избирательными комиссиями. На судах, находящихся в день выборов в плавании, избирательные участки образуются соответствующими Советами народных депутатов по месту порта приписки судна. В воинских частях избирательные участки образуются Советами народных депутатов по представлению командиров частей или войсковых соединений.

Избирательные участки образуются не позднее чем за два месяца до выборов. В воинских частях, а также в отдаленных и труднодоступных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях избирательные участки образуются в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до выборов.

Избирательные участки образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.

Соответствующий Совет народных депутатов оповещает избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.

 

IV. Избирательные комиссии

Статья 19. Система избирательных комиссий

Для проведения выборов народных депутатов Российской Федерации образуются избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Российской Федерации;

окружные избирательные комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации от территориальных избирательных округов;

окружные избирательные комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации от национально-территориальных избирательных округов; участковые избирательные комиссии.

Статья 20. Образование Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Российской Федерации образуется Верховным Советом Российской Федерации открытым или тайным голосованием с учетом предложений Верховных Советов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских, автономной области, автономных округов Советов народных депутатов, республиканских (Российской Федерации) органов общественных организаций, не позднее чем за четыре месяца до выборов в составе председателя, двух заместителей председателя, секретаря и 25 членов комиссии.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии - пять лет.

Статья 21. Полномочия Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Российской Федерации:

1) осуществляет на всей территории Российской Федерации контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение; дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и входит в случае необходимости в Верховный Совет Российской Федерации с представлениями о его толковании;
2) направляет деятельность избирательных комиссий; определяет порядок внесения изменений в состав избирательных комиссий;
3) образует территориальные и национально-территориальные избирательные округа;
4) распределяет денежные средства по избирательным комиссиям; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;
5) устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборам народных депутатов Российской Федерации, списков избирателей, протоколов предвыборных собраний и заседаний избирательных комиссий, других избирательных документов, образцы избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов;
6) заслушивает сообщения министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации, других государственных и общественных органов по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
7) регистрирует избранных депутатов, подводит итоги выборов в целом по республике, публикует в печати сообщение об итогах выборов и список избранных народных депутатов Российской Федерации;
8) передает мандатной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов;
9) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов;
10) решает вопросы, связанные с организацией отзыва народных депутатов Российской Федерации;
11) назначает выборы народных депутатов Российской Федерации вместо выбывших депутатов и обеспечивает их проведение;
12) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий, отменяет решения этих комиссий, приостанавливает их действие либо принимает другие решения по этим вопросам. Решения Центральной избирательной комиссии являются окончательными;
13) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законами Российской Федерации.

Статья 22. Образование окружных избирательных комиссий

Окружная избирательная комиссия образуется в каждом территориальном и национально-территориальном избирательном округе по выборам народного депутата Российской Федерации не позднее чем за три месяца до выборов в составе 11-15 членов.

Представители в состав окружной избирательной комиссии выдвигаются трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций или их советами, республиканскими, краевыми, областными, автономной области, окружными (автономных округов), районными, городскими, районными в городах органами общественных организаций, коллективами средних специальных и высших учебных заведений, собраниями избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Для определения трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, выдвигающих представителей в состав комиссии, соответствующие Советы народных депутатов при необходимости могут проводить совещания уполномоченных трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений избирательного округа.

Окружные избирательные комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации от территориальных и национально-территориальных избирательных округов образуются соответствующими Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, Московским и Санкт-Петербургским городскими, автономной области, автономных округов Советами открытым или тайным голосованием.

Срок полномочий окружных избирательных комиссий заканчивается после признания Съездом народных депутатов Российской Федерации полномочий избранных народных депутатов Российской Федерации.

Статья 23. Полномочия окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия по выборам народного депутата Российской Федерации от территориального или национально-территориального избирательного округа:

1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории округа;
2) направляет деятельность участковых избирательных комиссий; устанавливает единую нумерацию избирательных участков по округу;
3) заслушивает сообщения соответствующей краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа, местной администрации, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
4) наблюдает за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления;
5) организует выдвижение кандидатов в депутаты;
6) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения, обеспечивает издание плакатов с биографическими данными о кандидатах в депутаты;
7) организует совместно с трудовыми коллективами и общественными организациями встречи кандидатов в депутаты с избирателями как в трудовых коллективах, так и по месту их жительства;
8) утверждает текст избирательного бюллетеня по избирательному округу, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
9) устанавливает и публикует в печати результаты выборов по избирательному округу, выдает удостоверение избранному депутату;
10) организует проведение повторного голосования и повторных выборов;
11) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
12) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 24. Образование участковых избирательных комиссий

Участковая избирательная комиссия - общая для выборов народных депутатов Российской Федерации от территориальных и национально-территориальных избирательных округов - образуется не позднее чем за 45 дней до выборов в составе 5-19 членов. В необходимых случаях по решению соответствующего Совета народных депутатов численный состав участковой избирательной комиссии может быть изменен.

Представители в состав участковой избирательной комиссии выдвигаются трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций или их советами, районными, городскими, районными в городах органами общественных организаций, их первичными организациями, органами общественной самодеятельности населения, коллективами средних специальных и высших учебных заведений, собраниями избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. В трудовых коллективах предприятий, учреждений и организаций численностью свыше 150 работающих выдвижение представителей в состав участковой избирательной комиссии может проводиться на собраниях коллективов цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений предприятий, учреждений, организаций, если в этих подразделениях работает не менее 30 человек. При этом возможно проведение совместных собраний нескольких коллективов.

Участковые избирательные комиссии образуются окружными (автономных округов, не имеющих районного деления), районными, городскими (кроме городов районного подчинения), районными в городах Советами открытым или тайным голосованием.

Срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий окружных избирательных комиссий, установленного статьей 22 настоящего Закона.

Статья 25. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

1) составляет список избирателей по участку;
2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления о неправильностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
3) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
4) обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков;
5) организует на избирательном участке голосование в день выборов;
6) производит подсчет голосов, поданных на избирательном участке;
7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
8) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 26. Организация работы избирательных комиссий

Председатель, заместители председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании соответствующей комиссии.

Решение об образовании избирательной комиссии и постановление избирательной комиссии об избрании ее руководителей доводятся до сведения избирателей.

Заседания избирательной комиссии являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решения комиссии принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.

Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, также в суд.

Член избирательной комиссии, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по решению комиссии может освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов. На отдельных этапах предвыборной кампании по усмотрению окружной избирательной комиссии может быть освобожден еще один член избирательной комиссии.

Лица, входящие в состав избирательных комиссий, могут быть освобождены от своих обязанностей в комиссии по личному заявлению, по представлению соответственно трудового коллектива, органа общественной организации, коллектива среднего специального и высшего учебного заведения, собрания избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям либо органа общественной самодеятельности населения, выдвинувших их в состав комиссий, а также на основании и в порядке, установленном статьей 33 настоящего Закона.

Выдвижение и утверждение новых представителей в состав избирательных комиссий производятся в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 27. Содействие избирательным комиссиям в осуществлении их полномочий

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы.

Избирательные комиссии имеют право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в государственные и общественные органы, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать избирательным комиссиям ответ не позднее чем в трехдневный срок.

 

V. Списки избирателей

Статья 28. Список избирателей и порядок его составления

Список избирателей - общий по выборам народных депутатов Российской Федерации от территориального и национально-территориального избирательных округов - составляется по каждому избирательному участку и подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Для участия в работе по составлению списка участковая избирательная комиссия может привлекать представителей общественности.

Городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списков избирателей.

Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях, составляются на основе данных, представляемых капитанами судов и руководителями полярных станций.

Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.

Статья 29. Порядок включения граждан в список избирателей

В список избирателей включаются все граждане Российской Федерации, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании.

Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках.

Статья 30. Ознакомление граждан со списком избирателей и право на обжалование неправильностей в списке избирателей

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов.

Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии.

Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой избирательной комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день выборов немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд не позднее чем за пять дней до выборов, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) народного суда окончательно. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится немедленно участковой избирательной комиссией.

Статья 31. Дополнительный список избирателей

Избиратели, прибывшие к новому месту жительства после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления либо в силу различных обстоятельств не включенные в основной список избирателей, включаются в день выборов по их просьбе и по предъявлении ими паспорта или иного удостоверения личности в дополнительный список избирателей на избирательном участке по месту их постоянного или временного проживания.

Дополнительный список избирателей составляется участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем.

 

VI. Выдвижение и регистрация кандидатов в народные депутаты Российской Федерации

Статья 32. Порядок выдвижения кандидатов в народные депутаты Российской Федерации

Выдвижение кандидатов в народные депутаты Российской Федерации по территориальным и национально-территориальным избирательным округам начинается за три месяца и заканчивается за два месяца до выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты производится на собраниях (конференциях) трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, расположенных на территории избирательного округа. Трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, насчитывающие менее 300 человек, производят выдвижение кандидатов в депутаты на совместных собраниях (конференциях) с другими коллективами, при этом общая численность работающих, учащихся и студентов должна составлять не менее 300 человек.

Выдвижение кандидатов в народные депутаты Российской Федерации от общественных организаций производится на пленумах выборных органов районных в городах, городских, районных, окружных (автономных округов), автономной области, областных, краевых, республиканских (республик в составе Российской Федерации), республиканских (Российской Федерации) организаций.

Собрания избирателей по месту жительства по выдвижению кандидатов в депутаты созываются окружными избирательными комиссиями по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов как по собственной инициативе, так и по инициативе органов общественной самодеятельности населения, поддержанной не менее 300 избирателями данного избирательного округа. Предложение о проведении собрания избирателей по месту жительства должно быть рассмотрено окружной избирательной комиссией в течение трех дней. В случае принятия этого предложения устанавливаются дата, время и место проведения собрания, о чем в течение трех дней оповещаются избиратели округа. Предложение о проведении собрания избирателей по месту жительства отклоняется, если орган общественной самодеятельности населения находится не на территории данного избирательного округа, а также если инициатива этого органа не подтверждена протоколом его заседания по этому вопросу. В случае отклонения предложения о проведении собрания избирателей по месту жительства органу общественной самодеятельности населения выдается копия мотивированного решения. Это решение может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию, решение которой является окончательным. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 300 избирателей, проживающих на территории избирательного округа.

Собрания военнослужащих по выдвижению кандидатов в депутаты созываются командованием воинских частей. Такие собрания правомочны, если в воинской части насчитывается не менее 300 человек. При невозможности проведения общего собрания военнослужащих части собрания проводятся по подразделениям.

Перед открытием собрания устанавливается его правомочность на основании итогов регистрации участников собрания. Для его ведения избирается президиум либо председатель и секретарь.

От трудового коллектива предприятия, учреждения, организации, коллектива среднего специального и высшего учебного заведения, совместного собрания нескольких коллективов, общественной организации, собрания избирателей по месту жительства, военнослужащих по воинским частям выдвигается один кандидат в народные депутаты Российской Федерации.

На собраниях (конференциях), пленумах выборных органов общественных организаций создаются условия для обсуждения неограниченного числа кандидатур. Каждый участник собрания (конференции), пленума имеет право вносить предложения о кандидатах в депутаты, участвовать в их обсуждении, поддерживать предлагаемые кандидатуры либо вносить предложения об их отводе, предлагать для обсуждения в качестве кандидата в депутаты свою кандидатуру. Решение о выдвижении кандидата в депутаты принимается открытым или тайным голосованием. Порядок голосования и другие процедурные вопросы устанавливаются собранием (конференцией), пленумом выборного органа общественной организации.

Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания (конференции), пленума выборного органа общественной организации. О выдвижении кандидата в депутаты составляется протокол. О принятом решении сообщается кандидату в депутаты не позднее чем в двухдневный срок.

Кандидатами в народные депутаты Российской Федерации выдвигаются граждане, работающие или проживающие: при выборах от территориальных округов - на территории соответствующей республики в составе Российской Федерации, края, области; при выборах от национально-территориальных избирательных округов - на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть одновременно народным депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.

Окружная избирательная комиссия, организующая выдвижение кандидатов в депутаты, оповещает население о выдвинутых кандидатах в народные депутаты Российской Федерации.

Статья 33. Регистрация кандидатов в народные депутаты Российской Федерации

Кандидаты в народные депутаты Российской Федерации регистрируются окружной избирательной комиссией по представлению трудовых коллективов, органов общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства, военнослужащих по воинским частям, выдвинувших кандидатов в депутаты.

Регистрация кандидатов в депутаты начинается за два месяца и заканчивается за сорок дней до выборов.

Решение о регистрации кандидатов в депутаты принимается при наличии следующих документов: протоколов о выдвижении кандидатов в депутаты по избирательному округу и заявлений кандидатов в депутаты о согласии баллотироваться по избирательному округу.

Лица, указанные в статье 12 настоящего Закона, а также лица, являющиеся депутатами двух Советов, при выдвижении их кандидатами в депутаты в своих заявлениях сообщают о намерении освободить занимаемые должности либо указывают, в каком из Советов их депутатские полномочия будут прекращены досрочно в случае избрания их депутатами, либо сообщают о снятии своих кандидатур. Если депутатом избрано лицо, являющееся на день выборов депутатом двух Советов, избирательная комиссия в трехдневный срок после опубликования сообщения об итогах выборов информирует указанный им Совет о его намерении сложить депутатские полномочия в этом Совете досрочно.

О регистрации кандидатов в депутаты избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлениями кандидатов в депутаты в пятидневный срок представляется в Центральную избирательную комиссию.

Окружная избирательная комиссия регистрирует кандидатов в депутаты, выдвинутых с соблюдением требований настоящего Закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в пятидневный срок в Центральную избирательную комиссию.

Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном территориальном или национально-территориальном избирательном округе.

Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одном избирательном округе, не может представляться к регистрации в другом избирательном округе, в том числе и в случае снятия своей кандидатуры в избирательном округе, где он был зарегистрирован первоначально.

Кандидат в депутаты не может состоять в Центральной избирательной комиссии, а также в окружной или участковой избирательных комиссиях избирательного округа, где он выдвинут кандидатом. Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты и состоящее в одной из указанных комиссий, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты.

Окружная избирательная комиссия не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов в депутаты публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), партийности, места работы и жительства каждого кандидата в депутаты.

Статья 34. Отмена решения о выдвижении кандидата в народные депутаты Российской Федерации. Снятие кандидатом своей кандидатуры

Трудовой коллектив, общественная организация, коллектив среднего специального и высшего учебного заведения, собрание избирателей по месту жительства, военнослужащих воинской части, выдвинувшие кандидата в народные депутаты Российской Федерации, имеют право в любое время до выборов отменить свое решение о выдвижении кандидата в депутаты. Решение по этому вопросу принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов в депутаты, и представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Кандидат в депутаты в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты или о снятии кандидатом своей кандидатуры окружная избирательная комиссия доводит до сведения населения избирательного округа.

Статья 35. Порядок выдвижения кандидатов в народные депутаты Российской Федерации вместо выбывших

В случае выбытия кандидатов в народные депутаты Российской Федерации после окончания срока регистрации кандидатов в депутаты, если в избирательном округе не остается других кандидатов, окружная избирательная комиссия обращается к трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям с предложением выдвинуть новых кандидатов в депутаты. При выбытии кандидатов в депутаты менее чем за месяц до выборов выборы депутата от соответствующего избирательного округа проводятся в двухмесячный срок после общих выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты вместо выбывших производится в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 36. Избирательный бюллетень

В бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в народные депутаты Российской Федерации с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности (занятия), места работы и жительства каждого кандидата в депутаты. Избирательные бюллетени печатаются на языках, которыми пользуется население избирательного округа.

Если по избирательному округу зарегистрирован один кандидат в депутаты, в тексте избирательного бюллетеня воспроизводятся также варианты волеизъявления голосующего: "за" и "против".

Все бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются на обороте не менее чем двумя членами комиссии либо отмечаются печатью, при ее наличии. При этом участковая избирательная комиссия обеспечивает единообразие отметок на всех полученных ею избирательных бюллетенях. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются.

 

VII. Гарантии деятельности кандидатов в народные депутаты Российской Федерации

Статья 37. Право кандидатов в народные депутаты Российской Федерации участвовать в предвыборной кампании

Кандидаты в народные депутаты Российской Федерации с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.

Кандидаты в народные депутаты имеют право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по телевидению, радио.

Государственные и общественные органы, руководители предприятий, учреждений, организаций, органы общественной самодеятельности населения обязаны оказывать кандидатам в народные депутаты Российской Федерации содействие в организации встреч с избирателями и членами общественных организаций, в получении необходимых справочных и информационных материалов.

Статья 38. Предвыборная программа кандидата в народные депутаты Российской Федерации

Кандидат в народные депутаты Российской Федерации выступает с программой своей будущей деятельности. Программа кандидата в депутаты не должна содержать положений, направленных к насильственному изменению конституционных основ государственного и общественного строя Российской Федерации, пропаганды войны, призывов к разжиганию расовой, межнациональной и религиозной розни, нарушению прав и свобод человека.

Статья 39. Доверенные лица кандидатов в народные депутаты Российской Федерации

Кандидат в народные депутаты Российской Федерации может иметь до пяти доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание его депутатом, представляют его интересы во взаимоотношениях с государственными и общественными органами, избирателями, а также в избирательных комиссиях.

Кандидат в депутаты определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них для регистрации в окружную избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. Кандидат в депутаты несет ответственность за действия доверенных лиц и вправе в любое время до выборов заменять их.

Доверенное лицо не может состоять ни в одной из избирательных комиссий округа.

Доверенные лица кандидата в депутаты после их регистрации на время проведения предвыборных собраний по просьбе кандидата в народные депутаты могут освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы по месту работы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Статья 40. Предвыборная агитация

Трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, избирателям по месту жительства, военнослужащим по воинским частям, выдвинувшим кандидатов в депутаты, предоставляется право беспрепятственной агитации за своих кандидатов.

Трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, избирателям по месту жительства, военнослужащим по воинским частям избирательными комиссиями предоставляются оборудованные помещения для собраний и митингов, а также средства массовой информации для ведения предвыборной агитации.

Гражданам Российской Федерации, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации за или против кандидатов на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Кандидаты в народные депутаты Российской Федерации проводят встречи со своими избирателями как на собраниях, так и в другой удобной для избирателей форме. Собрания избирателей организуются избирательной комиссией совместно с соответствующим Советом народных депутатов.

О времени и месте проведения собраний и встреч сообщается избирателям не позднее чем за два дня.

Агитация в день выборов не допускается.

Статья 41. Освобождение кандидата в народные депутаты Российской Федерации от производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных мероприятиях

Кандидат в народные депутаты Российской Федерации после регистрации на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, митингах, по телевидению и радио освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Статья 42. Право кандидата в народные депутаты Российской Федерации на бесплатный проезд

Кандидат в народные депутаты Российской Федерации после регистрации имеет право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (за исключением такси) в пределах соответствующего избирательного округа. Кандидат в депутаты, проживающий за пределами избирательного округа, пользуется таким же правом для проезда в избирательный округ и возвращения к месту жительства.

Статья 43. Неприкосновенность кандидата в народные депутаты Российской Федерации

Кандидат в народные депутаты Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Центральной избирательной комиссии.

 

VIII. Порядок голосования и подведения итогов выборов

Статья 44. Время и место голосования

При выборах народных депутатов Российской Федерации голосование проводится в день выборов с 7 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять дней до выборов.

В случае необходимости с учетом местных условий окружная избирательная комиссия по согласованию с Центральной избирательной комиссией может изменить время голосования.

На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в день выборов в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Окружные избирательные комиссии могут принимать решения о досрочном, но не ранее чем за семь дней до общих выборов, проведении голосования на принадлежащих Российской Федерации кораблях и судах, которые в день выборов будут находиться в иностранных портах, на полярных станциях, островах Северного Ледовитого океана, лесоучастках, в оленеводческих, рыболовецких, охотничьих и буровых бригадах и в других коллективах, находящихся в труднодоступных и отдаленных районах.

Статья 45. Организация голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики. Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.

Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия.

В день выборов перед началом голосования избирательные ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии.

Каждый избиратель голосует лично; голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирательной комиссией на основании списков избирателей избирательного участка по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности. Избиратели расписываются в получении бюллетеня в списке. Член комиссии, выдавший бюллетень, также расписывается в списке против фамилии избирателя, получившего бюллетень.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия поручает отдельным членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей.

Статья 46. Проведение голосования

Избирательный бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению.

При выборах народных депутатов Российской Федерации избиратель вычеркивает в бюллетене фамилии кандидатов, против которых он голосует.

Если в избирательный бюллетень включена фамилия одного кандидата в депутаты, избиратель, изъявляя свою волю, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - "за" или "против".

Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик.

Статья 47. Подсчет голосов на избирательном участке

При выборах народных депутатов Российской Федерации подсчет голосов на избирательном участке производится отдельно по каждому кандидату в депутаты.

Избирательные ящики вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие избирательных ящиков до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием избирательных ящиков все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой избирательной комиссией.

Участковая избирательная комиссия по спискам избирателей устанавливает общее число избирателей на участке, а также число избирателей, получивших бюллетени. На основании бюллетеней, находившихся в избирательных ящиках, по избирательному округу (в пределах данного избирательного участка) комиссия устанавливает: общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата в депутаты; число бюллетеней, признанных недействительными. По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в бюллетени, голоса не подсчитываются.

Признаются недействительными избирательные бюллетени неустановленного образца, бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата, а также бюллетени, в которые была включена фамилия одного кандидата и в которых при голосовании были оставлены без ответа оба вопроса - "за" и "против". При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, составляемый по избирательному округу. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и незамедлительно пересылается в соответствующую окружную избирательную комиссию в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией.

Статья 48. Установление результатов выборов

На основании протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия определяет: общее число избирателей по округу; число избирателей, получивших избирательные бюллетени; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата в депутаты; число бюллетеней, признанных недействительными.

Избранным считается кандидат в народные депутаты Российской Федерации, получивший на выборах наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей. В случае, если по избирательному округу баллотировался один кандидат в депутаты, он считается избранным, если получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей.

Окружная избирательная комиссия может признать выборы недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона.

Выборы признаются несостоявшимися, если единственный кандидат в депутаты, зарегистрированный по избирательному округу, не был избран, если по избирательному округу баллотировались два кандидата и ни один из них не был избран, а также в связи с выбытием всех кандидатов, зарегистрированных по избирательному округу.

Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и пересылается в Центральную избирательную комиссию в установленном ею порядке.

Сообщение о результатах выборов по избирательному округу публикуется в печати соответствующей окружной избирательной комиссией в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией. В сообщении указывается общее число граждан, включенных в списки избирателей; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата; число недействительных бюллетеней; фамилия, имя, отчество, год рождения, занимаемая должность (занятие), партийность, место работы и жительства избранного депутата.

 

IX. Порядок подведения и опубликования итогов выборов народных депутатов Российской Федерации

Статья 49. Регистрация народных депутатов Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Российской Федерации на основании поступивших к ней протоколов окружных избирательных комиссий регистрирует избранных народных депутатов Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов либо определении результатов выборов имели место нарушения настоящего Закона, и отказать в регистрации народного депутата Российской Федерации.

Статья 50. Опубликование итогов выборов народных депутатов Российской Федерации

Сообщение об итогах выборов в целом по республике и список избранных народных депутатов Российской Федерации Центральная избирательная комиссия публикует в печати не позднее чем в десятидневный срок после проведения общих выборов в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности (занятия), партийности, места работы и жительства депутата, избирательного округа, от которого он избран депутатом.

Статья 51. Удостоверение и нагрудный знак народного депутата Российской Федерации

Окружная избирательная комиссия после опубликования в печати списка народных депутатов Российской Федерации, зарегистрированных Центральной избирательной комиссией, выдает каждому избранному депутату удостоверение о его избрании.

При наличии всех документов, удостоверяющих избрание и регистрацию народного депутата Российской Федерации, ему взамен удостоверения, выданного окружной избирательной комиссией, выдаются удостоверение народного депутата Российской Федерации и нагрудный знак народного депутата Российской Федерации.

В случае отзыва народного депутата Российской Федерации или досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с вступившим в законную силу обвинительным судебным приговором в отношении лица, являющегося народным депутатом Российской Федерации, удостоверение и нагрудный знак народного депутата Российской Федерации подлежат возвращению в Президиум Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 51-1. Сроки признания недействительными полномочий избранного народного депутата Российской Федерации

В случае нарушения настоящего Закона полномочия избранного народного депутата Российской Федерации могут быть признаны недействительными не позднее года с момента его избрания народным депутатом Российской Федерации.

 

X. Повторное голосование, повторные выборы и выборы народных депутатов Российской Федерации вместо выбывших депутатов

Статья 52. Повторное голосование

Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в народные депутаты Российской Федерации и ни один из них не был избран, окружная избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов. Об этом решении окружная избирательная комиссия сообщает в Центральную избирательную комиссию и информирует избирателей округа. Повторное голосование в избирательном округе проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати.

Избранным считается кандидат в народные депутаты Российской Федерации, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей.

Статья 53. Повторные выборы

Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в народные депутаты Российской Федерации и ни один из них не был избран либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, либо повторное голосование не позволило определить избранного депутата, Центральная избирательная комиссия поручает окружной избирательной комиссии провести в избирательном округе повторные выборы. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.

Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.

В случае проведения повторных выборов кандидатами в народные депутаты не могут вновь баллотироваться граждане Российской Федерации, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе.

Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после общих выборов.

Статья 54. Проведение выборов народных депутатов Российской Федерации вместо выбывших

В случае признания Съездом народных депутатов Российской Федерации полномочий отдельных народных депутатов Российской Федерации недействительными, а также в случае отзыва депутата, досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Закона. При этом окружная избирательная комиссия образуется за 50 дней, участковые - за месяц до выборов, регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за месяц до выборов.

В случае выбытия народного депутата Российской Федерации менее чем за год до истечения срока полномочий народных депутатов Российской Федерации выборы нового народного депутата Российской Федерации вместо выбывшего не проводятся.

  Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР
  В.ВОРОТНИКОВ
  Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР
  С.ЧИСТОПЛЯСОВ

Москва, Кремль

27 октября 1989 года

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика . . . .