Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

В общем смыслеэто право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническомупринципуна коллективный выбор своей общей судьбы.

Лозунг «самоопределения наций» был одним из популярных большевистских лозунгов во время революциии гражданской войны в России.

Содержание

Право на самоопределение как принцип международного права

Право на самоопределение — один из общепризнанных принципов международного праваПроцессстановления этой нормы начался с 1792 г., когда присоединение папских Анклавов Авиньон и Венсенн кФранции произошло на основе плебисцита.[2] Он получил признание в процессе распада колониальнойсистемы сначала в статье 1 вступившего в силу в 1945 году Устава ООНа затем в Декларации опредоставлении независимости колониальным странам и народам (принятой резолюцией № 1514 XV-ойГенеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г.) и последующих международных пактах и декларацияхООН.

В Международном пакте об экономическихсоциальных и культурных правах и Международном пакте огражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (в обоих пактах — статья 1закреплено: «Всенароды имеют право на самоопределениеВ силу этого права они свободно устанавливают свойполитический статус и свободно обеспечивают свое экономическоесоциальное и культурное развитиеВсе участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООНпоощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970 г.) значится: «В силу принципаравноправия и самоопределения народовзакреплённого в Уставе ООНвсе народы имеют право свободноопределять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое,социальное и культурное развитиеи каждое государство обязано уважать это право в соответствии сположениями Устава».

В этой же Декларации указываетсячто способами осуществления права на самоопределение могут быть«создание суверенного и независимого государствасвободное присоединение к независимому государствуили объединение с нимили установление любого другого политического статуса».

Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе —Хельсинкском Заключительном акте 1975 годаИтоговом документе Венской встречи 1986 годадокументеКопенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и другихмеждународно-правовых актах.

Право наций на самоопределение провозглашалось ещё в начале XX века правительством США (В.Вильсон), а также российскими большевикамизакрепление которого было одним из основных требованийи направлений начального периода их деятельностиОно было декларировано во всех советскихконституцияхБолее тогоКонституции социалистических федеративных государств — СССР и Югославии(СФРЮ)[источник не указан 669 дней] - включали положения о праве выхода республик из союза — в то же времятакое право было предусмотрено лишь для союзных республикно не для автономных образований.

Противоречие между правом на самоопределение и принципомтерриториальной целостности

Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение ипринципом территориальной целостности государствагласящимчто территория государства не можетбыть изменена без его согласияНеспособность сторон найти мирное решение такого противоречияприводит к усугублению национальных конфликтовзачастую перерастающих в военное противостояние.При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента взащиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению кправу на национальное самоопределение.

Между темсуществует мнениечто принцип территориальной целостности направлен исключительно назащиту государства от внешней агрессииИменно с этим связана его формулировка в п4 ст2 Устава ООН:«Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения какпротив территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государстватак икаким-либо другим образомнесовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципахмеждународного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действийнаправленных начастичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другогогосударства или страны».

Сторонники этого мнения указываютчто применение принципа территориальной целостности фактическиподчинено осуществлению права на самоопределение - таксогласно Декларации о принципахмеждународного правав действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующееили поощряющее любые действиякоторые вели бы к расчленению или к частичному или полномунарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимыхгосударствсоблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».

Таким образомделается заключениечто принцип территориальной целостности неприменим кгосударствамне обеспечивающим равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободноесамоопределение таких народов.

4 октября 2011 на заседании ПАСЕ в Страсбурге была принята резолюция № 1832согласно которой «правоэтнических меньшинств на самоопределение (...) не предусматривает автоматического права на отделение [и]в первую очередь должно быть реализовано методом защиты прав меньшинствкак то означено в Рамочнойконвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и в резолюции Ассамблеи № 1334 (2003оположительном опыте автономных регионов как стимула для разрешения конфликтов в Европе»[3].

Борьба за национальное освобождение и сепаратизм

Дать достаточно однозначный и нейтральный ответ на вопросчем национально-освободительноедвижениеборьба за осуществление «права на самоопределение» отличается от сепаратизманепредставляется возможнымВысказываемые точки зрения обычно крайне политизированны и связаны стекущей политической конъюнктурой.

Можно сказать толькочтокак правило, «национально-освободительное движение» понимают какположительноепрогрессивное явлениекоторое поддерживают (илипо крайней мересочувствуют)широкие слои населениятогда как «сепаратизм» — как бесполезноелибо отрицательноевыражаемоелишь меньшинствами.

В ходе всемирного исторического развития сепаратистские тенденциистремление народов ксамостоятельному существованию обычно уравновешиваются объединительнымиинтеграционнымитенденциямипроцессами объединения многонациональных государств или формированиямежгосударственных объединений с большей или меньшей степенью интеграции.

Распространено мнение[4]что создание огромных многонациональных «империй» рано или поздноприводило к их распаду — в связи с этимможно говорить о распаде Вавилоно-персидской империи,Римской империиСвященной Римской империиЗолотой ордыОсманской империиАвстро-Венгрии,Британской империиЮгославииСССР и тдРаспад империй обычно сопровождается образованием на ихместе ряда национальных государствКонтрпримером к такой гипотезе является Китай - национальноегосударство ханьцевприсоединившее к себе почти все "наследиеманьчжурской империи ЦинТакжеотмечаетсячто прекращали своё существование и многочисленные «неимперские» государства.

Современные конфликты между правом на самоопределение и принципомтерриториальной целостности

Смтакже

Литература

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика . . . .